Все о работе со специальными цементами.

Классификация, свойства, виды специальных цементов

СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ СПОСОНОСТИ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ НА МНОГООПОРНОМ ВАЛУ

Нормальная работа соединения и всей машины в целом зависит от правильности установки подшипников скольжения. Основные требования к качеству сборки подшипников скольжения обычно сводятся к обеспечению соосности нескольких подшипников при многоопорном вале, параллельности их при наличии нескольких осей, а также перпендикулярности осей. Чем больше частота вращения машины и чем выше передаваемая валами мощность, тем выше требования к соосности, параллельности и перпендикулярности осей. Соосность проверяют эталонным валом, контрольной линейкой и щупом (рис. 61, а), струной и штихмассом (рис. 61, б, в), а также оптическим способом (рис. 61, г).
Диаметр эталонного вала рассчитывают с учетом допустимых отклонений от соосности. При соответствии техническим условиям вал должен легко проходить во все втулки (гнезда вкладышей) подшипников и свободно вращаться. Ребро линейки прикладывают к стенкам вкладышей (рис. 61, а), а зазор контролируют щупом (длиной до 2 м).
При сравнительно грубой проверке соосность подшипников и их гнезд можно определять с помощью натянутой струны, являющейся геометрической осью устанавливаемых деталей (рис. 61, б). Струной пользуются при проверке горизонтальных и вертикальных осей. Материалом служит стальная проволочка диаметром 0,3— 0,5 мм. Для повышения точности струну обычно натягивают с усилием, равным половине предела прочности
материала, из которого она изготовлена. Струну прикрепляют к стойкам, позволяющим перемещать ее как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях. К одной из стоек ее прикрепляют неподвижно, второй конец ее перебрасывают через ролик на другой стойке и натягивают грузом. Струна строго устанавливается в положение Н, требуемое сборочным чертежом. При установке необходимо, чтобы расстояния г от струны до поверхности расточки корпусов были равны между собой. Эти расстояния измеряют с помощью микрометрических нутромеров. Повысить точность размеров можно при включении струны в электрическую цепь низкого напряжения (рис. 61, в). При легком касании струны измерительным инструментом в цепи загорается лампочка, отмечающая момент касания.
Наиболее совершенный метод проверки соосности состоит в применении оптических приборов: телескопа и коллиматора (рис. 61, г) или автоколлиматора и зеркала, которые обеспечивают большую точность, чем контроль струной. Для особо точного центрирования в прецизионном станкостроении, подшипников турбин и других элементов конструкций машин'в настоящее время применяют автоколлиматор с лазерным устройством. Центр луча лазера определяют детектором с электронными координатными считывающими измерителями. Лазерное устройство устанавливают на автоколлиматоре. При этом достигаются линейная точность до 0,8 мкм на 1 м, угловая — до 2'.

Pages: 1 2